Четверг, 14.12.2017, 22:59 | RSS | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Официальный сайт МАДОУ  детский сад № 62 
"Золотая рыбка"
г. Балаково Саратовской области
Главная
Меню сайта
Советуем посетить
  • Официальный интернет-портал правовой информации
  • Счастливые родители
  • Все для детского сада
  • Дошколёнок
  • ДЕТсад
  • Детский портал "Солнышко"
  • Детский сайт для родителей
  • Начальная школа
  • Сайт Администрации БМР
  • Официальный сайт Комитета образования администрации БМР
  • Официальный сайт МКУ "Организационно-методический центр учреждений образования"
  • Сайт ГАОУ СарИПКиПРО
  • Сообщество "Росток" на сайте "Открытый класс"
  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Дискуссионный клуб

    Дискуссионный клуб Минобрнауки России

    Погода
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 215
    Поиск по сайту
    Госуслуги
    Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
    Форма входа
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Статьи » Методическая копилка » Методические материалы и статьи

    Статья «Организация предметно-развивающей среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

      

      Статью «Организация предметно-развивающей среды для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» подготовила воспитатель Зайцева Ольга Юрьевна.Статья адресована воспитателям. Может использоваться для консультации, родительского собрания.

      Малыш трогает и ощупывает разнообразные предметы: тяжелые и легкие, острые и тупые, мягкие и жесткие. Он рисует, рвет бумагу, разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях - шлёпание по лужам, расплескивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, пластилина) и др. В значительной мере это - проявление первых ростков любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску.

      Детей, даже самых маленьких, не нужно подталкивать к поиску, к проведению собственных исследований. Ребенку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. В специальных экспериментах давно доказано, что ограничение свободы действий детей, выраженное в самых разных формах: ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьезно помешать развитию детской любознательности. Ведь все это сдерживает порывы ребенка к исследовательскому поведению, следовательно, ограничивает возможности самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. 

      В дошкольном возрасте практические методы являются ведущими, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

      Главное достоинство практических методов (экспериментирование, опыты, исследование предметов) заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе практической деятельности дошкольники устанавливают закономерности, делают выводы, развивают речь. Правильно организованная предметно-развивающая среда, стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов, профессионализм педагога в выборе методов и приемов будут способствовать формированию исследовательских умений и навыков.

     Основой познавательной активности ребенка в разнообразной деятельности являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели в какой-либо деятельности («что получится, если добавить синюю краску в желтую?», «сможет ли растение расти в закрытой банке?»). Решая проблемные ситуации, приходится использовать интерактивные методы и приемы, такие как ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации поисковой деятельности воспитанникам предлагаю проблемные задачи, которые можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

      Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды. 

      Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях зарождается познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка.

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предлагает реализацию «Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности...». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)». 

      Познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, развить его познавательные интересы.

      Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

      Неизменной популярностью у дошкольников в детском саду пользуется центр «Лаборатория» (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра  –  развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире.

      Для детского исследования  и экспериментирования  необходимы  самые разнообразные природные  и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. «Лаборатория» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.  

      Основными методами освоения и оборудования образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются:

    - игры - экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.п.;

    - использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками;

    - наличие детской природоведческой художественной литературы;

    - отражение природы в рисунках старших дошкольников;

    - комнатные растения (уход, полив, пересадка);

    - наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);

    - стол для проведения экспериментов;

    - стеллаж для пособий и оборудования.

      Предметом особого внимания при организации опытов, экспериментов, наблюдений является соблюдение правил безопасности. Расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, нам следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. 

    Правила поведения /младший возраст/

    во время игр с водой: 
    - играть дружно, не мешая другим;
    - не отбирать игрушки;
    - бережно относиться к воде; 
    - не лить воду на детей и пол.
    во время игр в группе с песком:
    - не выбрасывать песок из песочницы;
    - нельзя бросать песок в других или брать его в рот;
    - бережно обращаться с песком;
    - после игры надо вымыть руки, и показать зеркалу какие они чистые.

    Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений 
    /средний, старший возраст/

    - Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
    - Грязными руками не трогать глаза. 
    - Не брать руки в рот.
    - Аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
    - Со стеклом будь осторожен-
      Ведь оно разбиться может. 
      А разбилось - не беда, 
      Есть ведь верные друзья: 
      Шустрый веник, брат совок 
      И для мусора бачок-
      Вмиг осколки соберут, 
      Наши руки сберегут. 
    - Не брать в руки вещества, помеченные специальным знаком. (!)
    - При слове «Замри!», «Стоп!» - остановиться, ничего не трогать, не продолжать работу.
    - Если сыплешь ты песок –
      Рядом веник и совок.
    - Опыт подошел к концу, 
      Я порядок наведу –
      Все на место отнесу.
    - По окончании эксперимента вымыть руки с мылом.
    -
    Коль с водой имеем дело, 
      Рукава засучим смело. 
      Пролил воду - не беда: 
      Салфетка под рукой всегда. 
      Фартук - друг: он нам помог, 
      И никто здесь не промок.

      Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. В создании предметно-развивающей среды для познавательно-исследовательской деятельности большую помощь нам оказывают родители. Для привлечения их внимания к процессу и результатам формирования познавательного интереса детей в содержание уголка для родителей включили рубрики: «Маленькие исследователи», «Советы и рекомендации по экспериментированию в домашних условиях». Провели консультацию на тему «Развивающая предметно-пространственная среда дома», на котором рекомендовали родителям собирать занимательный материал для исследовательской деятельности и создавать домашнюю лабораторию. 

      Для детей старшего дошкольного возраста очень важно самим принимать участие в создании предметно-пространственной среды. В такой среде, сделанной своими руками, дети играют и занимаются с большим удовольствием. В этом возрасте ребята любят придумывать новые эксперименты, проводить опыты, знакомить с выявленными свойствами разных материалов своих товарищей.

      
    Категория: Методические материалы и статьи | Добавил: ЗайцеваОЮ (08.08.2017)
    Просмотров: 236 | Рейтинг: 5.0/3
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz